Психолого-педагогический медико-социальный центр (ППМС-центр) с 2017 года является структурным подразделением МБОУ СОШ № 12 и предназначен для оказания помощи обучающимся, имеющим трудности в обучении, личностном и социальном развитии; а также для проектирования и обеспечения условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья ребенка, для определения причин нарушения его личностного и социального развития.
ППМС-центр осуществляет свою деятельность на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии", постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.09.2013 № 359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации», в целях обеспечения соблюдения прав на получение психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Данные нормативно-правовых актов определяют организационно-методическую основу деятельности центра.
В своей деятельности Центр руководствуется международными актами в области защиты прав детей, законом Российской Федерации "Об образовании", федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Департамента Образования Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры, уставом МБОУ СОШ № 12 и положением о ППМС-центре.
Целями ППМС-центра на базе МБОУ СОШ № 12 являются:
- содействие администрации и педагогическому коллективу в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического, и социального здоровья обучающихся, их родителей, педагогических работников, всех участников образовательного процесса в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности ребенка;
- оказание помощи обучающимся в преодолении учебных затруднений, социально-эмоциональных проблем;
- оказание помощи обучающимся в выборе образовательного маршрута;
- содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования здорового образа жизни, самореализации личности.
Задачами ППМС-центра являются:
- психологический анализ социальной ситуации развития детей, выявление основных проблем у обучающихся и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
- раннее выявление обучающихся с проблемами в обучении и личностном развитии;
- выявление и сопровождение детей "группы риска";
- формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных и психофизиологических особенностях обучающихся;
- разработка и реализация индивидуально и системно ориентированных программ профилактики и коррекции нарушений развития ребенка;
- проектирование условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического, и социального здоровья обучающихся;
- организация информационной поддержки обучающихся, родителей, педагогов по основным направлениям деятельности ППМС-центра;
- формирование и развитие информационно-методического и диагностического комплекса ППМС-центра.
Основные направления деятельности ППМС-центра:
- комплексная диагностика;
- профилактическая и коррекционная работа;
- консультативная деятельность;
Организация деятельности ППМС-центра.
ППМС-центр оказывает помощь обучающимся:
- самостоятельно обратившимся за помощью;
- обучающимся с проблемами в обучении, поведении, общении, выявленными специалистами центра в результате массовой диагностики;
- в результате обращения родителей (их законных представителей), учителей, классных руководителей, других участников образовательного процесса.
Деятельность ППМС-центра осуществляются:
- руководителем ППМС-центра;
- педагогами-психологами;
- социальными педагогами;
- логопедом;
- дефектологом;
- медицинским работником
Основанием для оказания ППМС-помощи является личное обращение со стороны обучающегося, учителя или родителей (законных представителей) обучающегося относительно его проблем обучения, поведения, психического состояния.
Оказание ППМС-помощи состоит из 3 этапов:
- постановка проблемы,
- выявление причин трудностей в обучении, развитии и социальной адаптации,
- разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на решение проблемы.
Основанием для предоставления ППМС-помощи, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам является:
- письменное заявление (согласие) родителей (законных представителей) в образовательную организацию об обучении обучающегося по основной адаптированной образовательной программе в соответствии с заключением территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
- письменное заявление родителей (законных представителей) в образовательную организацию о психолого-педагогическом сопровождении ребенка-инвалида в соответствии со справкой ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре» (МСЭ), индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (ИПРА), в соответствии заключением психолого-медико-педагогической комиссии.
Организация предоставления ППМС-помощи обучающимся, не ликвидировавшим по одному или нескольким учебным предметам, образовательной программы в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, осуществляется на основе письменного обращения за помощью в школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ППк) родителей (законных представителей) обучающегося, педагогов, либо самого обучающегося, достигшего возраста 15 лет.
Порядок оказания ППМС-помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации состоит из 3 этапов:
- постановка проблемы,
- выявление причин трудностей в обучении, развитии и социальной адаптации,
- разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на решение проблемы.
Для выбора методов, содержания и продолжительности оказания ППМС- помощи обучающимся педагогом-психологом проводится углубленная диагностика обучающегося при наличии письменного согласия родителей (законных представителей).
Рекомендации по организации ППМС-помощи по итогам углубленной психодиагностики доводятся до сведения родителей (законных представителей).
Выявление причин трудностей в обучении, развитии и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов включает анализ условий, препятствующих полноценному освоению ими образовательной программы, развитию и социальной адаптации.
Порядок выявления причин трудностей в обучении, учащихся не ликвидировавших академической задолженности - осуществляется регламентом работы школьного ППк.
Комплекс мероприятий, направленных на предоставление образовательных услуг обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, а также обучающимися, не ликвидировавшим в установленные сроки академические задолженности с момента ее образования, и признанными обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по итогам реализации предыдущих этапов работы, включает:
- ежегодное обследование (в период адаптации, по итогам учебного года);
- разработка и согласование с родителями (законными представителями) программы индивидуального сопровождения, индивидуального учебного плана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом рекомендаций школьного ПМПк, территориальной (центральной) ПМПК, индивидуальной программы реабилитации и абилитации (для детей-инвалидов);
- организация психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов, в том числе обучающихся индивидуально на дому;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, работникам образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития у несовершеннолетних.
Решение о прекращении ППМС-помощи принимается педагогом-психологом на основании динамического контроля развития обучающегося.